История освоения Черного моря
Ещё в глубокой древности начали осваивать Чёрное море. В античные времена суда, в основном с торговыми целями, перемещались по нему. Имеются сведения по поводу того, что Киевские и Новгородские купцы плавали в Константинополь по черноморскому пути. В 17 столетии Петр I на корабле «Крепость» отправил экспедицию для проведения картографических и исследовательских работ. Эта экспедиция дала возможность создать карту, отображающую побережье, простирающееся от Керчи и до самого Константинополя, а также сделать замеры глубин моря.
В 18-19 веках проводились исследования водного пространства и черноморского животного мира. В 1871 г. В городе Севастополе создали биостанцию. Сейчас на её месте расположен Институт, занимающийся изучением биологии южных морей. Данная станция исследовала и изучала животный мир Чёрного моря. В 19 веке было сделано открытие скоплений сероводорода в его глубоководных слоях. После революции данный водоём начали изучать также и на ихтиологической станции, организованной в Керчи в 1919 г. Которая в дальнейшем была преобразована в Азово-Черноморский НИИ, изучающий проблемы рыбного хозяйства, а также океанографии. В наше время в России исследованиями Чёрного моря занимается ещё и Южное подразделение Института океанологии, относящегося к Российской академии наук, расположенное в Голубой Бухте, в Геленджике.
Использование Чёрного моря
Сейчас в Евразийском регионе воды Чёрного моря можно назвать одним из основных транспортных путей, используемых для перевозки нефтепродуктов, экспортируемых из Российской Федерации. Объёмы их поставок не позволяют увеличить пропускные способности каналов Дарданеллы и Босфор. По дну моря из России до самой Турции проложен газопровод «Голубой поток». Всего по морской территории протяженность газопровода составляет 396 км. По водам Чёрного моря, кроме нефтепродуктов и нефти, перевозится довольно много других ценных товаров. В Россию импортируются, в основном, продукты питания и потребительские товары. Чёрное море это один из важных участков интернационального транспортного потока TRACECA, проходящего из Европы через Кавказ в Азию. Также, по нему осуществляется определённый, пусть и не очень большой, объем пассажирских перевозок. Кроме того, благодаря большому речному водному пути, проходящему через Чёрное море, оно, таким образом, соединяется с Белым, Балтийским и Каспийским морями. Данный водный путь проложен через Волго-Донской канал и Волгу.